Сведений о внутреннем устройстве жилых помещений 15-17 вв. относительно немного - найденные археологами жилища слишком разрушены, чтобы дать четкое представление о своей конструкции. Тем не менее, археологические раскопки в городах обычно открывают жилье с деревянным полом, причем доски настилались в направлении от двери так, чтобы входящий двигался вдоль, а не поперек настила пола.
Потолки в каменных зданиях строились сводом, а в деревянных были плоские и назывались подволоками; их часто обивали крашеным тесом. Стены, как и потолки, не только в деревянных, но и в каменных строениях обивались красным тесом; для чистоты их нужно было мыть, но вообще держали их неопрятно. Сверх теса богатые обивали стены кожей, а люди посредственного состояния - рогожами. В 17 веке становится популярно расписывать потолки, своды, а иногда и стены. Потолок (подволока) в доме крестьянина или бедного горожанина, как и ранее, мог вовсе отсутствовать, если печь топилась по-черному. Однако жилой подклет обязательно имел потолок уже в силу самой своей конструкции: пол горницы был одновременно потолком подклета. В помещениях, где печь была с трубой, потолок делали обязательно, иначе пропадал смысл «белой» печи - тепло уходило бы под крышу. Конструкция потолка с его центральной балкой (матицей) восходит, по крайней мере, к 17 в.
Печи делались муравленые, зеленые, изразцовые совершенно круглой или четырехугольной формы, с железными заслонами. Часто сама топка была в подклете, а в верхний этаж проводились нагревательные трубы. Печь могла быть глинобитной или кирпичной, пол же ее всегда делался кирпичным.
Кругом стен под окнами делались лавки, которые не относились к мебели, но составляли часть постройки здания и были прикреплены к стенам неподвижно. Двери делались деревянные, столярной работы, на железных крюках или на медных петлях, под которые подкладывали сукно; двери были так малы и узки, что едва можно было в них войти. В каменных постройках и кладовых делались железные двери.
Как мы знаем, «изба» - общее название жилого помещения, а вот изба на подклете называлась обычно горницей – она была по отношению к подклету «горним» (верхним) помещением.
Изба, или горница, могла быть черной или белой в зависимости от того, стояла ли в ней курная беструбная печь или печь с трубой. В городах белых изб и горниц было довольно много, в деревнях почти не было. Зажиточный горожанин всегда имел печь с трубой.
Известно, что в 15-17 вв. плотники и каменщики должны были делать окна по указанию хозяина, а не по заранее намеченному плану, и на этом основании, казалось бы, можно подумать, что в расположении окон не было определенного порядка. Однако, рассмотрев изображения русских домов 16 – 17 вв. на планах, исследователи пришли к выводу, что к этому времени уже сложилась традиция расположения окон: верхнее окно – посредине фронтона, два нижних – на одном уровне, ближе к углам. Иногда такой же «треугольник» можно увидеть в длинной стороне избы. Отметим, что уже со второй половины 16 в. множество городских домов выходило непосредственно на улицу своим торцовым фасадом, имевшим три окна.
Такое устойчивое расположение окон позволяет говорить и об особенностях внутренней планировки избы. Если признать, что верхнее окно под фронтоном служило для выпуска дыма и при отсутствии потолка давало и некоторое освещение всей избы, то два нижних торцовых окна должны были освещать соответственно устье печи и красный угол. Стало быть, печь стояла у одной из боковых стен, устьем к выходящему на улицу торцу, т. е. у входа, а красный угол располагался от нее по диагонали. Наличие окна в боковой стене позволяет локализировать красный угол (кут) именно у этой стены, а печь – у противоположной.
О том, каким мог быть дом горожанина, о его оборудовании и неподвижной мебели говорит порядная запись, заключенная в 1675 г. шуйским земским старостой с плотниками-крестьянами, взявшимися построить жилище. Одна горница, как это часто встречалось в те времена, должна была быть белой, другая – черной. Углы горницы рублены в крюк (с выступающими концами), потолок брусчатый, стены изнутри «выс-кричены», т. е., очевидно, выскоблены или затесаны плоско. Двери косящатые, вставлены в брусяную раму – одверье. Окна красные, т. е. косящатые, и волоковые. Особенно интересно, что красное окно сделано и в черной избе. Лавки, коники, кутники (угловые лавки в красном углу), полати в черной горнице делаются одновременно со стенами избы и снабжаются задвижными ларями – залавками. Тут же производится и «опушка» лавок – своеобразный декоративный вырез нижнего края. Полы (здесь они названы «мост») сделаны не из досок, а из бревен. Подобные полы встречались при раскопках в Москве, но они характерны не для жилых, а для хозяйственных помещений. Нужно думать, что в данном случае бревна были сверху плоско затесаны.
В городах в течение 16 и 17 вв. идет процесс распространения трехкамерной связи. В подавляющем большинстве случаев к этому типу жилища переходили от двух или нескольких несвязанных построек на дворе, соединяя их сенями. Трехкамерная связь «изба – сени – клеть» возникла много раньше, но лишь у узкого круга зажиточных горожан, а в 16 и особенно в 17 в. распространилась довольно широко и у рядовых посадских людей, не вытеснив, однако, полностью однокамерных изб, которых оставалось еще много. Встречались у горожан и отдельные двухкамерные дома (типа «изба – сени»). В деревнях избы оставались преимущественно однокамерными.