В домашнем устройстве русских заметен обычай укрывать и покрывать. В порядочном доме полы были покрыты коврами, у менее зажиточных - рогожами и войлоками. В сенях у дверей лежала непременно рогожа или войлок для обтирания ног, потому что калош никто не носил. Для сиденья служили лавки, приделанные к стенам наглухо. Если стены были обиты, то и лавки обивались тем же самым, чем стены; но, сверх того, на них накладывались куски материи, называемые полавочниками; они делались из двух полотнищ - одно длиннее другого; первое закрывало лавку во всю ее длину, а последнее свешивалось до земли, закрывая пространство между лавкой и полом.
Полавочники переменялись: в будни – попроще (например, суконные), в праздники и во время приема гостей – понаряднее, из шелковой материи, подбитые какою-нибудь простой тканью и отороченные материей другого цвета. Такие же куски клались на окна и назывались наоконниками.
Вообще, как полавочники, так и наоконники были разных цветов: светло-зеленого, голубого, кирпичного, гранатного, но всё же преимущественно красных оттенков, иногда вышитые узорами. Кроме лавок, для сидения делались еще скамьи и стольцы. Скамьи были шире лавок, в одном конце их приделывалось возвышение - приголовник. На них не только садились, но и ложились отдыхать после обеда. Они накрывались, как и лавки, полавочниками. Другие скамьи служили постоянно кроватями. Стольцы - четырехугольные табуреты для сидения - накрывались куском материи. Скамей и стольцов в доме было немного, а кресла и стулья составляли роскошь царского двора и знатных бояр, хотя даже там были в небольшом количестве; в народе же они и вовсе не употреблялись.
Столы делались деревянные, большей частью дубовые, длинные и узкие. Кроме больших столов, были столы маленькие, у богатых людей - украшенные камнями. Большие столы ставили перед лавками и обыкновенно покрывали подскатертниками - это была вещь, необходимая для приличия. Во время трапезы поверх подскатертника накрывался стол скатертью. Скатерти и подскатертники изготавливались обыкновенно дома и служили предметом женских занятий – или же занятий прислуги. Как полавочники и наоконники, так и скатерти и подскатертники переменялись по праздникам; в будни столы накрывались полотняными и суконными кусками материи. Скатерти у бедных были полотняные, грубой отделки, у богатых – из дорогих тканей, с бахромой. Все эти покрывала на столах, окнах и лавках назывались хоромным нарядом.
Стенных зеркал в то время не было - церковь не одобряла их употребления.
Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой приставляли другую лавку. На эти лавки клали постель, состоявшую из трех частей: пуховика, или перины, изголовья и подушек. Было два изголовья - нижнее называлось бумажным и подкладывалось под верхнее, на верхнее клались подушки, обыкновенно три; постель покрывалась простыней из полотна или шелковой материи, а сверху закрывалась одеялом. Постели убирались понаряднее в праздники или на свадьбах, попроще - в обычные дни.
Вообще, однако, постели были принадлежностью только богатых людей, да и у тех стояли более «для вида»; сами же хозяева охотнее спали на простой звериной шкуре или на матрасе. У людей посредственного состояния постелью служили войлоки, а бедные спали на печах, постелив под головы своё платье, или же на голых лавках.
Детские колыбели делались висячие, всегда широкие и длинные, чтоб дитя могло свободно расти.
Для хранения домашних вещей употреблялись скрыни (разновидность комода с выдвижными ящиками), сундуки, погребцы, чемоданы. Посуду ставили в поставцах - это были столбы, уставленные со всех сторон полками, книзу их делали шире, кверху - уже, на нижних полках ставили более массивную посуду, на верхних - мелкую. Разные женские украшения хранились в ларцах, которые сами были богато украшены.
О соотношении подвижной и неподвижной мебели и иных предметов меблировки дает представление следующий текст Домостроя: «В избе или в которых хоромах стол, лавки или скамья» или «а в горнице, и в комнате, и в сенях, и на крыльце, и на лестнице всегда бы было чисто, и рано и поздно, а стол и суды всякие всегда чисто мыти, и скатерть чиста ... а постеля и платья по грядком и в сундуках, и в коробьях».
Итак, в избе или горнице, т. е. в жилой комнате среднего горожанина, была печь, находившаяся, по-видимому, иногда посредине, но чаще у одной из стен (Засурцев, 1963, с. 38). Неподвижную мебель составляли лавки, а также коники и грядки (полки). Сходство терминологии позволяет предположить, что коник, как это было в крестьянских избах 19 в., являлся особой лавкой, имевшей украшение в виде конской головы и служившей местом мужских домашних работ (Станюкович, с. 68 – 71). Лавки располагались в углу, грядки – по стенам, над лавками и коником. Стол стоял, вероятно, как и позже, «под образами», у лавок, с другой стороны к нему приставляли скамью. Обо всем этом говорит также описание свадебного чина в Домострое; места на подвижной скамье считались менее почетными, чем на неподвижных лавках. Когда было много гостей, к столу подставляли еще один стол, почему-то именовавшийся «кривым», также менее почетный, чем основной стол (ДЗ, ст. 67, с. 167 – 188).
Освещение в домах было свечами восковыми и сальными. Восковые употреблялись преимущественно у богачей, и то единственно в праздничные дни и во время торжественных собраний; в самом царском дворце в 16 веке зажигали сальные свечи. Свечи вставлялись в подсвечники, которые были стенные, прикрепленные к стенам, стоячие, значительной величины и малые или ручные. Они назывались шандалами, делались обыкновенно из меди, иногда из железа.
Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кади, лукошки разной величины и объема.
Для умыванья употреблялись рукомойники и лохани; у богатых людей они были серебряные и позолачивались, у людей средственного состояния - медные или оловянные.
Столовая посуда для пищи и питья носила общее название судков. За столом жидкая пища разливалась в мисы: у богатых они были серебряные, у небогатых оловянные и деревянные. Твердые кушанья приносились на блюдах. Были блюда разной фигуры и различной величины, приспособленные к известному роду кушаньев, и поэтому назывались: блюдо гусиное, блюдо лебяжье, овощник. Тарелки, называемые торели, не были в повсеместном употреблении. Необходимою принадлежностью столового прибора были солонка, уксусница и перечница, иногда горчичница.
Кроме металлической посуды, в 16 и 17 веках у богачей были сосуды каменные, агатовые, сердоликовые, из горного хрусталя, входила в употребление стеклянная и хрустальная посуда
Простой народ довольствовался деревянными сосудами, которые имели ту же форму, как и драгоценные, и носили те же названия. Как посуда для пищи - мисы, торели, солоницы, так и питейные сосуды - братины, ковши, корцы, делались из дерева.
В интерьере жилища рядового горожанина стены комнат почти всегда сохраняли фактуру деревянного сруба, разве что иногда бревна бывали несколько стесаны, образуя более плоскую поверхность. В этой фактуре была своя прелесть, и даже в 19 – 20 вв. можно было еще встретить в городах комнаты без обоев, с бревенчатыми стенами, и не только у бедных людей. Достаточно сказать, что Виктор Михайлович Васнецов, будучи уже знаменитым художником, выстроил себе в Москве дом, в котором все комнаты имеют такие стены.